МБОУ «Тат. Каргалинская средняя школа» - школа с русским неродным языком обучения. Находится она в татарском селе в 15 км от города Оренбурга.
Школа в селе была всегда. До революции это были медресе, в которых учились и мальчики, и девочки. Кроме того, учиться в Каргалу приезжали и из Казани, и из Бухары, и из Стамбула, и из многих других городов, так как образование, полученное в каргалинских медресе, было качественным и славилось далеко за её пределами.
После революции каргалинское образование претерпело упадок. Но уже в сороковые годы оно снова начало активно развиваться. В селе было 2 детских сада, 3 начальные школы – в каждой части села по одной, средняя школа в центре села.
Средняя школа располагалась в нескольких зданиях на достаточно большой территории. Здания были одноэтажные, отопление печное. Не очень комфортные, по современным меркам, условия, не мешали каргалинцам получать качественное образование, поступать в вузы, становиться учёными. Традиционно очень сильными были спортивная команда, производственная бригада.
В 1974 году все каргалинские дети стали учиться вместе, в одном здании. Новую школу построили в центре села, на горе. Директором школы тогда был Забиров Ильдус Самикович, простоявший «у руля школы» ещё 28 лет, за которые удалось сохранить и развить школьные традиции, воспитать и обучить прекрасных людей, подготовить прекрасную смену педагогам, уходящим на пенсию. Сейчас более 80% педагогов – выпускники школы.
С 2002 года директором школы является Низамутдинова Таухида Фаритовна. Бережно храня сложившиеся традиции организации школьной жизни, Таухида Фаритовна понимала, что в современных условиях необходимо работать по направлениям расширения образовательного пространства, активного внедрения современных образовательных технологий.
Открытость школы для общества, расширение её взаимодействия с социальными партнёрами обеспечивают её приближение к рынку труда, тем самым обеспечивая развитие личности учащегося в соответствии с требованиями современного общества, его конкурентоспособность.
Необходимым условием успешной деятельности школы в осуществлении социального взаимодействия становятся шаги по мотивации педагогических коллективов на проведение во многом необычной для них работы: изучение рынка труда, отслеживание меняющейся структуры профессий, поиск совместных взаимовыгодных проектов (например, экологический проект «Мой чудный мир», проект школы развития для дошкольников, проект «Школа молодых родителей», проект «Моя семья – самая-самая», проекты школьного издательского центра и др.), уяснение конкретных интересов своих социальных партнёров, повышение собственной конкурентоспособности путём увеличения объёмов и повышения качества образовательных услуг. Социальное партнёрство становится первоосновой процессов самоорганизации и организации.
Одним из путей решения проблемы реализации взаимодействия школы и социума является организация в общеобразовательном учреждении органа общественного управления – управляющего совета школы. Это обеспечивает четкое распределение ролей, обязанностей и ответственности в совместных действиях.
Администрация школы осознанно принимает решение о том, чтобы отдать кому-то часть полномочий. Самое сложное – найти людей, которые поверят вам, поверят в то, что это не стремление прикрыть ими авторитарные решения, которые будут представлять интересы сообщества, которое, в свою очередь, поймёт и поверит, что именно ваша школа сможет удовлетворить интересы потребителей. Вот это самая сложная задача.