МБОУ "Тат.Каргалинская СОШ"
Оренбургская область, Сакмарский район, село Татарская Каргала, ул. Советская 43
  • Использование технологии «Лэпбук» как способа формирования функциональной грамотности на уроках истории

    Наука История История (Россия в мире) История России. Всеобщая история Обществознание
    461420, Оренбургская область, Сакмарский район, с. Сакмара, ул. Советская, д. 25
    Понятие «функциональная грамотность», которое сегодня часто используем, появилось достаточно давно. В послевоенные годы, в 1957 году ЮНЕСКО впервые предложила понятия «минимальная грамотность» и «функциональная грамотность», которые первоначально предполагали наличие базовых навыков чтения, счёта и письма, позволяющих человеку решать его простейшие жизненные задачи, связанные с его функционированием в социуме. Это было требование того времени.
    20 октября пятница
    Использование технологии «Лэпбук» как способа формирования функциональной грамотности на уроках истории.

    Понятие «функциональная грамотность», которое сегодня часто используем, появилось достаточно давно. В послевоенные годы, в 1957 году ЮНЕСКО впервые предложила понятия «минимальная грамотность» и «функциональная грамотность», которые первоначально предполагали наличие базовых навыков чтения, счёта и письма, позволяющих человеку решать его простейшие жизненные задачи, связанные с его функционированием в социуме. Это было требование того времени.

    Сегодня ситуация изменилась, но понятие все так же используется, актуальным оно стало и для подрастающего поколения школьников. Теперь под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать знания, приобретённые навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач. И чем больше таких задач, чем сложнее жизненные ситуации, в которых человек оказываемся, тем большее количество различных навыков, позволяющих выйти победителем из ситуации, уже потребуется. По факту, функциональная грамотность - это базовые навыки жизни в обществе, которые будут востребованы, чем бы человек ни занимался.

    Функциональная грамотность включает в себя несколько видов.

    Читательская грамотность - одна из важнейших, это способность к чтению, а главное пониманию и осмыслению прочитанного текста, умение анализировать, извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность - это базовый навык функциональной грамотности.

    Математическая грамотность - это способность использовать математические знания в зависимости от ситуации. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.

    Естественнонаучная грамотность - это понимание естественнонаучных процессов, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями, видение в жизни научных явлений и идей.

    Финансовая грамотность - это знание и понимание финансовых понятий, процессов, предугадывание и расчет финансовых рисков. Помогает принимать правильные решения в финансовых ситуациях, способствует улучшению финансового благополучия личности и финансового оздоровления и разумного расходования и потребления в обществе, а также возможности участия в экономической жизни.

    Креативное мышление - это способность к творческому подходу, нестандартному решению любой жизненной ситуации, использование воображения и фонтации для создания собственного инновационного продукта.

    Глобальные компетенции - это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, понимание об устройстве мира, социокультурных связей и т.д

    Все эти важные навыки ребенок должен освоить в школе, чтобы быть успешным в жизни и применять знания на практике.

    Исходя из понимания важности развития функциональной грамотности, на уроках истории, обществознания и ОДНКНР можно использовать технологию «лепбук», используя ее мы развиваем развивать читательскую грамотность и креативное мышление и другие важные компетенции.

    Что же такое «лэпбук»? В дословном переводе («лэп» - колено, «бук» - книга) лэпбук обозначает «книга на коленях». Это самодельная книжка-раскладушка или папка, состоящая основы и различных карманов - вкладок, открывающихся дверок и окошек, оформление может быть очень разнообразным, приветствуется любое проявление фантазии. Все они подбираются тематически и оформляются в индивидуальном и неповторимом стиле. По сложности эта папка может так же отличаться, слабые ученики могут выполнять более простой вариант или работать в команде с сильными.

    Технология «лэпбук» универсальна и может использоваться на уроках истории и обществознания и ОДНКНР на разных этапах урока и для развития функциональной грамотности как проектная деятельность.

    Мы с учениками 8 классов применили эту технологию при изучении темы «Великая Французская революция» по истории Нового мира. Стоит отметить, что на изучение данной темы по новым Федеральным образовательным программам 2023-2024 отводится три урока. На первом уроке мы разобрали причины и периодизацию Французской революции, на втором – обучающиеся в группах самостоятельно разбирали основные события и оформляли лэпбук, а третий урок отвели защите своих проектов и закреплению темы.

    Лэпбук по теме «Великая Французская революция» имеет следующую структуру: личности (необходимо охарактеризовать каждую из них), основные этапы (необходимо подписать каждую дату и вложить в «кармашек» с соответствующим этапом), основные понятия (необходимо подписать каждое понятие), революция в искусстве (составить «книжку» или гармошку» с иллюстрациями, посвященными революции в хронологическом порядке), причины, итоги революции. Как дополнительный материал по теме ребятам предлагалось изучить календарь периода революции. При выполнении заданий ребята пользовались материалами учебника и сети Интернет.

    Итак, подводя итог, можно отметить, что изготовление лэпбуков на уроках истории и обществознания и ОДНКНР очень эффективен для развития функциональной грамотности. Лэпбук - это современное средство обучения детей, где актуальность данной технологии, это формирование познавательной активности детей, делая упор на сознательную поисковую активность, продуктивное мышление и смысловое чтения ребенка. В эту работу активно включались слабые дети, им в такой форме было намного легче запомнить учебный материал. Решение проблемы и наполнение информацией лэпбука зависит от ученика, говорит о том, что при создании лэпбука, обеспечиваются индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении. В зависимости от уровня способностей учащихся получаются различные виды проектов. Более подготовленные дети могут создать интегрированный лэпбук, содержащий информацию по двум и более предметам. Развивается читательская грамотность, креативное мышление, коммуникативная грамотность, компьютерная грамотность - одни из важнейших составляющий функциональной грамотности!

    Список литературы и электронных ресурсов

    1. Гатовская Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь: Меркурий, 2015. - С. 161-164
    2. Лэпбук как новейший способ систематизации знаний. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://mama.com/lepbuk-kak-novejshij-sposob-sistematizacii-znanij.html
    3. К.А.Нурмуратова. Функциональная грамотность как основа развития гармоничной личности в современных условиях. «Педагогическая наука и практика», 2019
    4. Фролова П.И. К вопросу об историческом развитии понятия «Функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. №1 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-istoricheskom-razvitii-ponyatiya-funktsionalnaya-gramotnost-v-pedagogicheskoy-teorii-i-praktike

    Фотографии

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie